1 декабря 2025
Что тревожит наших детей?
Более пяти лет я являюсь членом жюри различных детских литературных конкурсов. За это время прочла не меньше трех тысяч текстов. Пишет ли автор детектив про котиков, рассказ о проведённом лете в деревне, лирическое стихотворение или мистическую историю о школе, он непременно говорит о себе. А дети с бурной фантазией, но минимальным житейским опытом так или иначе всегда говорят в своих произведениях о себе, о том, что их волнует, что происходит с ними и вокруг них.
И пусть это волшебная сказка или фантастическая история, действие которой разворачивается в открытом космосе, главным героем всегда будет маленький автор, со своими чаяниями, радостями и печалями.
Основываясь на своем опыте чтения подобных текстов, я выявила для себя три главных, характерных возрасту темы с небольшими ответвлениями в силу социального статуса семьи, увлечений, талантов и, разумеется, склада личности.
Итак, в начальных классах ребенок ощущает окружающий мир, как нечто доброе, безопасное и светлое. Он окружён заботой родителей, бабушек и дедушек, лаской домашних животных. Именно им он посвящает свои первые произведения. Именно о них он пишет с неподдельной любовью. Но среди текстов детей возраста 7-10 лет в последние годы встречаются наивные и оттого более пронзительные стихотворения о доблести и отваге отцов, которые сейчас находятся в зоне боевых действий СВО. И в каждом тексте ощущается детское всепринятие, жизнестойкость. Это такие юные одуванчики, которые даже пробиваясь сквозь асфальт, видят не серые камни, но яркое радостное солнце.
Меня не может не радовать стойкое ощущение детей, что папа выполняет долг и непременно вернётся домой, чтобы подхватить на руки и закружить по комнате, как он делал это всегда. И оттого понятно, почему эта тема проступает именно в поэзии. Поэтические образы, метафоры, рифмованные строки магическим образом вершат врачевание ран, пусть даже тех, которые маленький человечек ещё не может ни прочувствовать, ни осознать.
Если придерживаться возрастной категории, то дети с 12 до 14 лет впервые испытывают чувство влюблённости, зачастую неразделенной. Эта тема пронизывает все их произведения: чувственные стихотворения, проза, в которой слышится голос отчаяния. А зачастую и полное непонимание, что делать с этим внезапно нахлынувшим чувством, которое так разительно отличается от любви к маме или домашнему питомцу, где все просто и понятно.
В этот период дети размышляют о родном крае, вспоминая, как проводили «детство» в родных и облюбованных уголках, всё больше наполняясь гордостью за свою малую Родину. Предположу, что эта тема вполне может быть продиктована школьными учителями. И здесь можно выразить им благодарность за то, что прививают ученикам любовь к родному краю, вдохновляют и располагают к размышлениям.
Самый сложный период, как, впрочем, и тексты, у подростков 15-17 лет. В их произведениях слышится максимальное смешение чувств: это и бунт против всего мира, вызов, достигающий апогея в решимости к резким бескомпромиссным действиям.
И здесь же, наравне с мятежными, а подчас и революционными текстами, я вижу самые ценные мысли будущего поколения. Подростки ярко и безапелляционно выражают гражданскую позицию, задумываются о своем месте в этой жизни, о роли, о значимости и пользе, которую они смогу принести своей стране.
Читая их произведения, я невольно улыбаюсь. Пусть в них еще не слышится авторский неповторимый голос, а где-то чувствуется и подражание любимым авторам. Пусть тексты написаны порой неумело, за неимением знаний художественных приемов и владения писательским ремеслом, я вижу живую мысль думающих, размышляющих авторов о важных темах, достойных гражданина великой страны.
И особую гордость, как литератора, я испытываю, когда вижу настоящие жемчужины. Произведения детей, наполненные живой фантазией, далёкой от условностей и штампов. Когда слышу пробивающийся талантливый голос и думаю про себя: «Только не останавливайся, пиши, у тебя впереди большое будущее большого писателя». Известно же, что успех, это десять процентов таланта и девяносто – труда. Мы, взрослые, можем только поддержать, а подчас и не мешать, творить юному дарованию свою историю. И пусть не все юные авторы, чьи работы я читаю, станут писателями, но непременно они вырастут талантливыми, честными и цельными личностями.
Виктория Татур
