Как Васнецов оживил «Песнь о вещем Олеге»: 4 тайны пушкинского шедевра

Виктор Васнецов закрепился в народном представлении, как создатель таких знаменитых картин, как «Богатыри», «Алёнушка» и «Иван-Царевич на Сером Волке». Эти произведения бесчисленное количество раз использовались в школьных учебниках, на календарях и блокнотах и даже коробках с конфетами.

Однако автор не только писал удивительные картины, но и иллюстрировал книги великих классиков. Именно Васенцов приложил руку к созданию одного из шедевров книжного оформительского искусства XIX–XX веков – подарочного издания «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина.

Виктора Михайловича Васенцова, прозванного «певцом русской сказки», можно считать пионером среди русских художников, представившим пленительный, полный поэзии, ярких красок и дыхания древности мир русских народных сказок и былин. Он посвятил русской теме не только свое творчество, но и всего себя. «Я только Русью и жил», - вспоминал художник.

О его любви ко всему народному, традиционно русскому говорили и другие художники. Так, Елена Поленова признавалась:

«У Васнецова я не училась в прямом смысле, то есть уроков у него не брала, но как-то набиралась около него русского народного духа».

Александр Бенуа, который отнюдь не был поклонником живописи Васнецова, говорил:

«Только человек, беззаветно влюбленный в родную старину, глубоко понимающий ее особенную, своеобразную прелесть, мог снова открыть закон древнерусской красоты...».

Творчество Васенцова имело оглушительный успех и никого не оставляло равнодушным. Одни восторженно обожали автора, другие наоборот – не принимали и сурово критиковали.

Художник остро ощущал ограниченность привычных рамок живописи, поэтому направил свой взгляд на «украшение бытия», осваивая различные направления: от оформления театральных постановок и архитектурных проектов до декоративно-прикладного искусства и иллюстрации книг. Особенно преуспел Васенцов в последнем.

Впервые в качестве иллюстратора издания Васнецов выступил еще в годы студенчества. Затем на него посыпались предложения оформить русские сказки, произведения писателей-сказочников его времени, книжки с пословицами и поговорками и даже азбуку. Однако в историю иллюстраторского искусства прочно вошла самая известная работа мастера — изображения к изданию «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, которое появилось в 1899 году. Васенцов занимался оформлением книги с конца 1890-х годов.

Пушкин и его историческая баллада

Знаменитая историческая баллада «Песнь о вещем Олеге» написана Александром Пушкиным в 1822 году. Произведение стало одним из самых известных в русской литературе и вошло в список программных в школьном образовании. Впервые балладу напечатали в альманахе Антона Дельвига «Северные Цветы» в 1825 году.

Как считают пушкинисты, при написании баллады Александр Сергеевич ориентировался на «Историю государства Российского» Николая Карамзина. Именно в этом издании была представлена легенда о князе Олеге, которому волхвы гибель от собственного коня.

Работа над «Песнью о вещем Олеге»

Издание «Песни…» 1899 года появилось не просто так. Его приурочили к 100-летию со дня рождения Александра Пушкина. Когда Васенцову предложили оформить книгу, тот согласился, не раздумывая. Этот проект явно выделялся на фоне других своей значимостью. Одному из организаторов юбилейных торжеств Васенцов писал следующее:

«Очень рад, что буду работать при Вашем участии в иллюстрации для праздника Пушкина. Другого я ничего не могу предложить, кроме «Песни о вещем Олеге» — да и трудно придумать что-либо более удобное. Представляю песнь я в четырех картинах: «Встреча с кудесником», «Прощание с конем», «На череп коня наступил» и «Тризна».

Васенцов настолько был увлечен процессом иллюстрирования, что предлагал напечатать «Песнь...» в двух вариантах: одно – роскошное, подарочное, а другое – чуть меньше, для народа. Однако в год юбилея классика в свет вышел только один вариант.

Для «Песни…» художник подготовил четыре иллюстрации в прямоугольном формате, которые располагались в верхней части книжной полосы, над текстом. При оформлении книги Васенцов опирался на традиционное оформление древнерусских рукописных изданий.

В иллюстрациях художника органично сочетаются пейзажные мотивы, зарисовки народного быта и величественные образы главных героев. Васенцов довольно убедительно воспроизвел атмосферу той эпохи. Иллюстратор также сделал для издания орнаментальные заставки и концовки. А буквы, напоминающие древнерусские, виртуозно от руки написал мастер книжной графики Виктор Замирайло, с которым Васенцов вместе расписывал Владимирский собор.

Издание «Песни о вещем Олеге» 1899 года стало не только достойным образцом подарочного издания, но и эталоном оформительского искусства XIX–XX веков. Внешним обликом и наполнением оно напоминало старинную рукописную книгу – такова и была задумка.

«Песнь о вещем Олеге» оказала большое влияние на иллюстраторов детской и юношеской литературы в России. Оформители сказок принимали образы, отраженные в иллюстрациях к изданию, за основу и создавали свои уникальные произведения.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

13 ноября 2025

ТЭГИ

Дзен СПР

ПОДЕЛИТЬСЯ