Москва Булгакова. Где на самом деле была «нехорошая квартира» и почему жильцы её боялись

Москву по праву можно считать одним из главных действующих лиц в романах Михаила Булгакова.

Мистическая, колоритная, интригующая. Такой столица предстает в прозе писателя. Так, в «Мастере и Маргарите» каждый адрес не случаен, имеет реальный прототип и связан с жизнью и творчеством самого Булгакова. Улицы, здания и даже целые районы писатель переносит на страницы романа с доскональной точностью.  Где состоялся бал сатаны, и откуда взялась та самая «нехорошая» квартира – расскажем подробнее.

Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и остался в ней до конца своих дней. Как писал сам автор в своей автобиографии, он появился в Москве «без вещей и без денег». Чтобы выжить в столице, писатель работал репортером и фельетонистом в газетах. Именно в Москве автор пишет свои лучшие произведения. Самое известное из них – роман «Мастер и Маргарита». Он буквально пропитан атмосферой таинственных московских зданий и улиц.

«Нехорошая квартира», или Булгаковский дом

Дом 10 по улице Большой Садовой известен поклонникам романа «Мастер и Маргарита» как дом 302-бис. Здесь, в небольшой комнате №50, Булгаков прожил три года. «Гнусная комната в гнусном доме» часто раздражала писателя. Виной всему были ссоры соседей, протекающий потолок и постоянные перебои с электричеством. Злополучная коммуналка стала прототипом упоминаемой в романе «Мастер и Маргарита» «нехорошей квартиры», в которой на месте несчастного Берлиоза и непутевого Степы Лиходеева поселились Воланд и вся его компания. Здесь же прошел бал сатаны.

Москвоведам-историкам этот дом известен как «Дом Пигита», или доходный дом эпохи модерна. Его построили в 1903-1904 годах на деньги владельца табачной фабрики «Дукат», купца и благотворителя Ильи Пигита. Над проектом дома трудились архитекторы Антонин Милков и Эдмунд Юдицкий. Проездная арка в центральной части фасада ведет во двор-колодец, который с трех сторон окружен четырехэтажным корпусом.

В этом же доме на третьем этаже жил и сам Илья Пигит. Он занимал квартиру №5, состоящую из десяти комнат. Другие квартиры в доме сдавались в аренду, чаще всего обеспеченным горожанам. Здесь располагались также мастерские таких художников, как Николай Рябушинский, Георгий Якулов и Петр Кончаловский, скульпторов и театралов.

В 1918 году дом стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова, а в 1920-е годы его коммуналки заселялись рабочими, продавцами, уборщиками, портнихами, слесарями и другими.

Михаил Булгаков появился в этом доме в 1921 году. Он поселился со своей женой Татьяной Лаппа. За три года проживания здесь писатель создал «Записки на манжетах» и «Роковые яйца», а среди соседей по коммуналке нашел персонажей своих произведений. Так, Анна Горячева стала прототипом Аннушки-чумы, разлившей масло и погубившая тем самым Берлиоза, типографские рабочие и местные алкоголики, стали главными героями рассказа «Самогонное озеро», а образ соседки с маленьким сыном можно найти в рассказе «Псалом». Историю самого дома Булгаков изложил в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна».

В 2004 году благодаря усилиям меценатов и поклонникам творчества Булгакова на первом этаже «Дома Пигита» открыли первый московский музей, посвященный творчеству писателя под названием «Булгаковский Дом». В 2007 году под ним, в подвальном помещении, появился Театр имени М.А. Булгакова.

Патриаршие пруды

Неподалёку от «нехорошей квартиры» расположилось ещё одно мистическое место, отраженное в самом известном романе писателя — Патриаршие пруды. Именно здесь в тени зеленеющих лип Воланд разговаривал с молодым поэтом Иваном Бездомным и редактором Михаилом Берлиозом. После беседы один сходит с ума, а другой, поскользнувшись на подсолнечном масле, попадает под трамвай, который отрезает ему голову. Правда, трамваи там никогда не ходили. Не было там и турникета, рядом с которым разлила масло Аннушка.


Сейчас на аллее у пруда можно увидеть знак, предостерегающий от разговоров с незнакомцами. На нем изображены силуэты Воланда, Бегемота и Коровьева.

Театр «Варьете»

Воланд и его приспешники выбирают площадкой для своих черных представлений вымышленный театр. Именно в этом месте во время магического сеанса зрителей осыпают денежным дождем, конферансье лишается головы, а Воланд произносит свою известную реплику о пагубном влиянии жилищного вопроса на москвичей.


Прообразом театра Варьете послужил реально существовавший в 30-е годы прошлого столетия Московский мюзик-холл, располагавшийся на Триумфальной площади. Ранее, до 1924 года, в этом здании находился цирк братьев Никитиных. Позже строение было реконструировано, и сейчас здесь находится Московский театр сатиры.

Любопытно, что между театром и домом Булгакова раскинулся сад «Аквариум», также нашедший приют на страницах романа «Мастер и Маргарита». Именно здесь дьявольская свита подстерегала администратора театра Варенуху, чтобы проучить его за грубость и незаконную продажу билетов.

Дом Грибоедова

В двухэтажном здании старинной постройки, описанном в романе, располагалось влиятельное литературное объединение МАССОЛИТ, возглавляемое Берлиозом. Здесь же находится роскошный ресторан с открытой террасой. Именно здесь, потеряв рассудок после встречи с Воландом, появляется Иван Бездомный.

Дом Грибоедова — это пародия на дом Герцена на Тверском бульваре, 25. В двадцатые годы прошлого века в этом здании размещались различные литературные организации. В настоящее время здесь находится Литературный институт имени Горького.

Ресторан, находившийся в доме Грибоедова, также имел реальный прообраз. Он был списан с популярного во времена Булгакова ресторана в доме Герцена. Для посетителей играл оркестр, а в летние месяцы работала открытая веранда.

Дом Маргариты

Исследователи творчества Булгакова нашли не менее шести зданий, похожих на дом Маргариты.

По одной из версий – кстати, самой популярной – героиня романа жила в особняке на Спиридоновке, где сейчас располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел. Это здание в 1898 году для своей жены Зинаиды построил богатый предприниматель и меценат Савва Морозов. Проект дома принадлежал Федору Шехтелю. Двухэтажный особняк в неоготическом стиле с угловой башней внешне напоминает старинный замок. Фасад декорирован каменными химерами и красочными витражами, над которыми работал известный художник Михаил Врубель.


После смерти мужа Морозова продала особняк предпринимателю и коллекционеру Михаилу Рябушинскому, который украсил интерьеры здания картинами русских и зарубежных мастеров. После революции в особняке организовали детский приют. Сейчас здание принадлежит МИД.

Некоторые предполагают, что домом Маргариты был особняк Кекушевой на Остоженке. Это объясняют обычно тем, что жизненный путь старшей дочери архитектора Кекушева, Марии, имеет немало общего с судьбой героини романа.

Подвал Мастера

У литературоведов нет единого мнения, где находился подвал, описанного Булгаковым как жилище Мастера. Однако многие из них склоняются к подвалу дома в Мансуровском переулке, где проживали близкие друзья писателя – братья Топлениновы. Булгаков часто навещал их, и ему даже выделили отдельную комнату для ночлега. Именно здесь, как считают булгаковеды, писатель создал некоторые главы своего бессмертного произведения «Мастер и Маргарита».

Место встречи Мастера и Маргариты

Место встречи двух литературных персонажей в романе явно не названо. Однако, судя по тексту, под описание подходит Большой Гнездниковский переулок, находящийся неподалеку от Тверской улицы.

В одном из зданий этого переулка в конце 1920-х годов располагалась редакция газеты «Накануне», где работал Булгаков. В том же доме проживали и друзья писателя. Существует предположение, что именно там Булгаков повстречал свою третью жену Елену Шиловскую, ставшую прототипом Маргариты. Это здание в Большом Гнездниковском переулке Булгаков упоминал также в «Дьяволиаде» и «Сорок сороков».

Резиденция Воланда

По роману Воланд и Левий Матвей встречаются на террасе самого красивого дворца столицы. Прототипом здания стал особняк богача Петра Пашкова, построенный в конце XVIII века на Воздвиженке. Величественная постройка в стиле классицизма до сих пор считается одной из самых красивых в Москве.

По воспоминаниям последней жены Булгакова, дом Пашкова был любимым местом писателя. Изначально в особняке находился дворянский институт, затем Румянцевский музей. Во времена Булгакова здесь располагалась Российская государственная библиотека, которая работает и ныне.

Это далеко не все объекты столицы, которые упоминаются в прозе Булгакова. Так, в романе «Собачье сердце» встреча Шарика и профессора Преображенского происходит на Пречистенке. А повел своего нового четвероногого товарища профессор в Обухов переулок, который сейчас носит название Чистого переулка. Кстати, здесь жил один из прототипов Преображенского – дядя Булгакова. Упоминаются в «Собачьем сердце» также Мясницкая и Неглинная улицы.

Образ булгаковской Москвы – сложный и многогранный. Это одновременно город, напоминающий запутанный лабиринт с происками дьявола и мистическими сюжетами, и место, где возможны неподдельное чувства и безграничное стремление к прекрасному. Столица в прозе писателя нередко предстает мрачной, таинственной, но дарующей надежду.

 

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

02 декабря 2025

ТЭГИ

Дзен СПР

ПОДЕЛИТЬСЯ