2 декабря 2025
Почему Бондарчук хотел сжечь костюмы «Войны и мира» после съёмок

По легенде, Сергей Бондарчук, едва завершив титаническую работу над «Войной и миром», был полон решимости сжечь использованные для съёмок наряды.
Но у такого есть свои обоснования - за эти скрывались причины, погружающие нас в мир советского кинопроизводства, художественного перфекционизма и идеологических компромиссов.
Авантюра века
«Война и мир» Сергея Бондарчука – это не просто экранизация романа Толстого, а культурный феномен, определивший лицо советского кинематографа 1960-х годов. Съёмки, длившиеся с 1961 по 1967 год, стали беспрецедентным событием:
- колоссальные бюджеты;
- тысячи задействованных актёров;
- воссоздание исторических событий.
Безусловный успех у зрителей, признание критиков и премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке закрепили за картиной статус национальной гордости. Фильм до сих пор остаётся одним из самых масштабных и амбициозных проектов в истории кино.
Одежда как часть плана
Костюмы для актёров были настоящим «проектом в проекте». Для воссоздания атмосферы наполеоновской эпохи было создано более 12 000 нарядов. Гражданская одежда различных сословий, парадные мундиры, военная форма русской и французской армий... К работе привлекались лучшие мастерские Москвы и Ленинграда, а также эксперты по истории костюма. Все ткани, кружева, пуговицы, аксельбанты подбирались с максимальной аутентичностью.
Пошив одного мундира занимал несколько недель, а сложные вышивки и ручная работа делали каждый экземпляр уникальным. В бюджет фильма были заложены колоссальные средства на материалы и оплату труда мастеров. Эти затраты оправдывались стремлением к исторической достоверности и художественной выразительности. Для хранения огромного гардероба на «Мосфильме» были выделены отдельные павильоны, превращённые в костюмерные цеха.
Сергей Бондарчук был известен своим перфекционизмом. Его сын Фёдор не раз упоминал, что отец был готов на многое, чтобы добиться нужного результата. Если бы тот действительно сжёг наряды, Фёдор Сергеевич вряд ли бы стал это отрицать, а скорее подчеркнул это как пример самоотверженности отца ради искусства.
Но если бы режиссёр правда пошёл на столь радикальный поступок, что могло послужить причиной?
Символический жест
После нескольких лет напряжённой работы, огромных усилий и полной самоотдачи завершение съёмок могло вызывать у автора не только радость, но и чувство опустошения. Сжигание реквизита могло стать своеобразным ритуалом завершения, актом перехода к новым творческим задачам.
Идеологические либо политические мотивы
В советскую эпоху любое произведение искусства, особенно историческое, рассматривалось через призму идеологии. Костюмы «Войны и мира», воссоздающие облик русской армии и дворянства XIX века, несли в себе определённую символику. Бондарчук мог опасаться, что неправильное использование этой символики может нанести ущерб идеологическому посылу фильма.
Сухой практический подход
В условиях плановой экономики и дефицита ресурсов вопросы сохранения реквизита часто отходили на второй план. Если у киностудии не было возможности или желания содержать огромные склады с костюмами и декорациями, их могли просто уничтожить.
Сохранение аутентичности
Не исключено, что после создания фильма кинотворцы могли использовать реквизит, опуская контекст создания костюмов. Представьте себе мундир князя Андрея Болконского, надетый на персонажа комедийного капустника или низкопробной исторической драмы. Кощунство, не иначе. Тогда желание уничтожить костюмы могло быть продиктовано стремлением сохранить целостность художественного образа «Войны и мира», защитить его от профанации.
Создание масштабных кинокартин часто сопровождается множеством слухов. Некоторые из них правдивы, другие вымышлены. Но кинематографический фольклор – та неочевидная деталь, что добавляет колорита истории великих фильмов, делая их ещё более притягательными для зрителя.
А вы как думаете, желал Сергей Бондарчук предать огню труды именитых мастеров или это всего лишь байка?



