«Потому что Россия — священна»: пять новых рок-альбомов

Рок-песни на русском языке я слушаю более 40 лет. Давно. Как говорится, «он Цоя видел» (и правда, видел, был на концерте группы «Кино»). И то, что музыкальные высказывания в этом жанре ориентированы во многом на текст, мне кажется нашей отличительной особенностью. А значит — чем-то хорошим и правильным. Конечно, если мы имеем дело с поиском особого языка. Вообще — с поиском, а не бесконечным повторением пройденного. Я думал об этом, слушая альбомы, вышедшее в последние пару месяцев и отобранные для обзора — и кстати, музыка тут тоже отличная.

1. Аукцыон. Сокровище

Альбомы питерской группы-ветерана выходят не слишком часто (что компенсируется большой активностью лидера группы, Леонида Федорова, выпускающего релиз за релизом). «Сокровище» — 12-й альбом (учитывая 45 лет стажа группы, это очень немного). С предыдущим официальным релизом разрыв в 5 лет. Есть такая особенность: вроде как раз за разом появляются именно «альбомы «Аукцыона», весьма похожие друг на друга. Но, как отвечала Ахматова на упрёк в том, что всю жизнь пишет «одинаковые стихи» — «если бы это было так, обо мне бы давно забыли». И правда: в каждом альбоме есть своя изюминка, заставляющая удивиться и обрадоваться. Здесь таких на мой вкус как минимум две: бодрая и даже озорная песня «Борода» и «Псалом 37» (стихи Анри Волохонского — переложение библейского текста; как известно питерско-парижский авангардист много занимался такими опытами). Две запоминающихся из восьми песен — неплохой результат! А кто-то назовёт и другие композиции (например, композиция «Юрочка», посвящённая памяти джазового  музыканта Юрия Парфенова). В общем, конечно же, «Аукцыон» (в обозримом будущем ему исполнится полвека!) и есть одно из главных сокровищ нашего рока.

2. Ундервуд. 1000 лун

«Ундервуд» предыдущий альбом выпустил в прошлом году. Нынешний, 11-й по счету, выходит в канун 30-летия группы — отсюда и название. Как утверждают участники, за эти годы количество дней полнолуния было именно таким. Кстати, про 1000 лун поется и в ироничной песенке (таких, как обычно, на альбоме большинство) «Молочный улун». Мне альбом показался несколько мрачнее предыдущих, ну и пафоснее — название одной из композиций «Человек для любви» звучит прямо как гимн и утверждение. Как говорится, кто бы с этим спорил… Стоит ли ломиться в открытую дверь? К счастью, другие вещи не так однозначны (всего на альбоме 12 песен). Отмечу композиции «Сократ» (да, именно про древнегреческого философа — и даже от его имени) и «Бетховен» (тут не так все однозначно, но автор «Апассионаты» в виду всё же имеется). В целом, конечно, Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко держат марку настоящих интеллигентов, легко и непринужденно, с фирменной иронией, перебрасывающихся с аудиторией цитатами, фамилиями и названиями книг. Все это под бодрую музыку — под неё, по ундервудовскому обыкновению, хоть танцуй, хоть грусти об уходящей молодости. 

3. Диктофон. Диктофон

Признаюсь: группа «Диктофон» — мои фавориты на рок-сцене нынешнего десятилетия. Создатель команды и автор текстов Антон Макаров удачно рисует образ этакого ироничного городского романтика, которого волнует и собственная несчастная любовь, и промокшие ботинки, и мировые проблемы. В некотором смысле «Диктофон» (группа возникала в 2020 году) продолжает традиции «Ундервуда», и аудитория у них  в принципе схожа (вот только «Ундервуд» слушают старшие братья, а то и вовсе отцы ценителей «Диктофона»…).  В нехитрой вроде, но выверенной музыке группы (таком романтическом пост-панке), как и в голосе солиста, есть своя интонация, что немало. «Диктофон» и лично Антон Макаров выпустили огромное количество релизов, включая синглы, концертники, коллаборации и т.п.  Только в уходящем году рецензируемый альбом – уже второй. Честно говоря, можно было бы и не торопиться. По сути ничего нового этот релиз (безусловно, качественный и заслуживающий внимания) нам не дает. Он сделан как всегда умно и умело, концептуально — судите сами: 10 треков начинаются с песни «Начало рабочего дня», а заканчивается песней «Конец рабочего дня». Между  ними, стало быть, ежедневная рутина нашего современника — офисного работника. Рутина она и есть рутина. Разве что боевой трек «Рилсы заставляют меня пить водку» несколько выделяется на общем фоне: «Выброси мобильник, я кричу во всю глотку». Закричишь тут, да.

4. Бонд с кнопкой. Дом

Группа «Бонд с кнопкой» сегодня — это, конечно, суперхит 2025 года «Кухни». Однако хорошо, что молодые музыканты (изначально группа собралась в 2017 году в башкирском Нефтекамске) не собираются оставаться «группой одного хита». Их альбом «Дом» выглядит как большое, и довольно сложное высказывание. «Кухни» там тоже есть — но если на поп-сцене страны песня выделялась какой-то затейливостью, то здесь она, пожалуй, самая простая. Иной раз кажется, что Илья Золотухин перемудрил с фольклорной электроникой, местами переходящей, натурально, в хоралы. При том альбом весьма депрессивен — что ещё добавляет нагрузки на слушателей (многие из которых в соцсетях не скрывают разочарования — мол, рассчитывали на масштабирование «Кухонь», а получили нечто чуть ли не авангардное). Да и тексты, на мой вкус, слишком уж исполнены мрачного пафоса — и тут встает вопрос: это все же стилизация под народные песни или псевдофольклор? Предлагаю каждому ответить на этот вопрос самостоятельно. Однако многим молодым слушателям такое как раз и нравится. Как написал один из них, «музыкальная сцена окутывает своей искренностью и местами вгоняет в состояние глубоко духовного транса». Так-то! Мне кажется, что «Бонд» внимательно изучал опыт группы родом из Питера  Shortparis. Не слишком ли внимательно? Но послушать «Дом» стоит — повторю, стремление к сложному характеризует ребят очень хорошо.

5. Хаски. Партизан

Чувствую, сейчас мне достанется со всех сторон — ну какой рэпер Хаски рокер? Однако, во-первых, он на новом альбоме вовсю экспериментирует с разными жанрами (от изысканной электроники до забубенного панка). И сам говорит, что в работе над «Партизаном» (она длилась почти 5 лет) думал о Егоре Летове, панк-группе 90-х «Оргазм Нострадамуса»,  группе «Комитет охраны тепла», а также Владимире Высоцком и даже Аркадии Северном: «Я больше ориентируюсь на разработки и поиски этих людей, чем на что-то современное». Это, конечно, чувствуется. Во-вторых,  «Партизан» — очень мощное, яркое, радикальное высказывание, которое я могу сравнить разве что с рок-альбомами 1980-х. В общем, запишем Хаски в рокеры не по жанру, а по духу — а лучше просто послушаем его композиции о войне, мире, страхе, любви, смерти.  Обо всём том, что составляет жизни современного человека, и о чём мало кто решается говорить вслух. «Альбом русский как щи, как «Москва-Петушки» — это довольно ироничное самоопределение к «Партизану» подходит на все сто. К слову, иронии и самоиронии здесь, как всегда, у Хаски, очень много — много и искренности. Как и любви к Родине, о которой он не стесняется говорить (опять же, в отличие от очень многих):

Я боюсь, что немодно сознанье моё,
некрасиво оно и пещерно
Я боюсь за Россию, боюсь без неё,
потому что Россия — священна.

Михаил Гундарин

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

07 декабря 2025

ТЭГИ

Культурный обозреватель

ПОДЕЛИТЬСЯ