Дмитрий Артис встретился с учениками кадетского корпуса школы имени В.П. Кислякова

По команде расставив в стройную линию стульев, кадеты заняли свои места и приготовились слушать. Я видела их лица: кто-то поглядывал в окно, кого-то клонило в сон, а в чьих-то глазах плескалась тоска по дому.

Как внезапно налетевший штормовой ветер меняет погоду, так и Дмитрий Артис молниеносно принес с собой атмосферу поэтичной собранности и неподдельного интереса.

Медаль «За храбрость» сверкала на груди поэта, голос набирал мощь и силу с новым прочитанным стихотворением, а в аудитории витало в воздухе особое ощущение гордости за свою страну и свой народ. 

Ветеран боевых действий, Дмитрий делился опытом нахождения там, за ленточкой. А кадеты все задавали и задавали вопросы. И все они жаждали правды. Хотели мудрых советов выживания там, где стреляют по-настоящему. 

Артис щедро делился прожитым опытом и ни на секунду не дал усомниться кадетам в том, что горд быть причастным к защите Родины.

Со всех сторон предатели,
кругом одни враги…
Сто лет стоят у матери
в прихожей сапоги.

Отцовские, как новые,
с калошами рядком,
подошвы коронованы
железным каблуком.

На старте, что на финише, —
один потенциал.
Я раньше, даже выпивший,
сапог не надевал.

Отечества и отчества
ни разу не сменил.
Отец мой вроде плотничал
и пчёлок разводил.

У горизонта пасмурно.
Мне издали видать
разграбленную пасеку
и вражескую рать.

Играть судьбе изломанной
в бездомного щенка.
Горит, как зацелована
предателем, щека.

И жизнь еще не прожита,
не набраны долги,
но я иду в прихожую
примерить сапоги.

Это стихотворение вызвало особый отклик у аудитории. Кадеты разобрали его «по косточками». И по залу эхом отдавались вопросы: «А правда? А правда? А правда? Правда!» Истинно даже то, что отец поэта действительно был плотником и разводил пчел. И этот искренний ответ поэта, словно распахнув отеческие объятия, еще больше подкупил кадетов.

«Сосны помогают выживать, — улыбаясь говорил Дмитрий. — Они и настил в блиндажах, и крыша над головой. А игра в слова позволяет не потерять контроль над собой, над разумом. Вот я и играл, буквы складывал в слова, а слова в поэтические строчки». И это было особо животрепещущим вопросом, как все же ему удавалось там, в зоне боевых действий переключаться на поэзию.

«Любовь к отечеству всегда была сквозной темой в русской литературе. К примеру, Василий Жуковский добровольцем вошёл в состав московского ополчения. Он участвовал в Бородинском сражении, шел в пешем строю, хотя был дворянского происхождения и должен был идти на коне. Здесь же можно вспомнить Гумилева, Твардовского, Симонова — все они на войне работали со словом, писали стихи», — Дмитрий еще много приводил примеров писателей, которые служили Родине, продолжая свое дело и в поэтических строчках.

По мнению Артиса, человек рождается с любовью к поэзии. Ведь «агу-агу», пусть и тавтологическая, но уже рифма.  А лучших парней чем на фронте, он в тылу не встречал. На войне люди становятся чистыми, они, как новорожденные дети (без интриг, без склок). И Дмитрий до сих пор испытывает по ним тоску.

Особенно ребят интересовал момент, когда Дмитрий получил ранение. И удивительно, с какой лёгкостью, а, возможно, смирением, Дмитрий об этом рассказывал. После первого контракта, оказавшись на гражданке, он понял, что все настоящее, честное, без фальши и подстав, осталось там. И он вернулся. Снова вернулся, чтобы быть со своими ребятами, идти с ними нога в ногу, пехотой за правое дело. Однажды Дмитрий пошёл выставлять мешки, чтобы защитить позицию. На их боевую группу налетели дроны-камикадзе, которые взрываются в воздухе. Один. Второй. А третьим поэта подранил. И уже после госпиталя пришлось вернуться к той жизни, которую Дмитрий вел до СВО: писать стихи, читать их тем, кто чувствует в них острую потребность.

На встрече казенные стены словно растворились, яркое освещение лампочек холодного цвета стало приглушенным, уютным. Казалось, что мы все сидим у тихо потрескивающего окна под усыпанным звездами небом. Сели в тесный круг, а Дмитрий продолжает рассказывать:

— На войне очень хочется домой. Солдат, он ведь настоящий пацифист. И я рад, что справился, не сломался, не спятисотился. Как справиться? Да командира надо слушать. Чем точнее выполняешь приказ, том больше шансов выжить.

Внезапно мальчишка в камуфляже вскочил с места и, чуть запинаясь, задал вопрос:

— А какой у вас был… позывной?

— Огогош, — немного смущаясь ответил Дмитрий. — Это вроде как, что я еще ого-го!

Виктория Татур

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

23 октября 2025

ПОДЕЛИТЬСЯ