8 декабря 2025
Литературная политика Германии первой половины XX века
Придя к власти, национал-социалисты установили тотальный контроль над культурной сферой, в том числе над литературой. Историк Ян-Питер Барбиан в книге «Литературная политика Третьего рейха. Книги и люди при диктатуре» детально исследует эту систему. Германия 1930-х была лидером европейского книгоиздания с развитой сетью библиотек, что делало книжный рынок мощным инструментом пропаганды. Барбиан показывает, как этот потенциал был использован.
Цензура осуществлялась не только государством, но и партийными органами, создавая атмосферу страха. Поводом для запрета могло стать что угодно. Например, в 1937 году была изъята брошюра врача Эрвина Зильбера «Почему болит желудок?». В ней критику качества продуктов сочли подрывом аграрной политики рейха. Под запрет попала даже новелла лояльного режиму Курта Цизеля «Забытый» за «безжалостный реализм» в изображении инвалида войны.
Цензура не щадила и иностранных авторов. С 1933 года в списки нежелательных попали сотни советских, американских, английских и французских писателей. Ограничили Бальзака, Дидро и Золя. С началом Второй мировой войны запреты ужесточились: сначала не угодили произведения из Англии и Франции, затем из Польши, а после нападения на СССР в июне 1941 года и русские издания. Позднее запрет смягчили, разрешив классику до 1914 года. После вступления в войну США под тотальный запрет попали и американские издания.
Несмотря на все ограничения, переводная литература оставалась популярной. За 12 лет диктатуры на рынок поступило более 4300 книг. Чиновники критиковали этот «иностранный поток», но издатели искали лазейки, а читательский спрос создавал напряжение между идеологией и экономической выгодой.
Контроль над ввозом книг из-за рубежа сначала был эпизодическим, но к 1939 году стал тотальным. Для импорта каждой книги требовалось специальное разрешение, а с началом войны ввозить литературу из стран-противников можно было лишь «по соображениям государственной необходимости». Так книжный рынок был превращён в один из инструментов пропаганды и изоляции общества.

