«Русская культура всечеловечна: исполнилось 110 лет со дня рождения Георгия Свиридова

Гениальность композитора Свиридова, одного из ведущих творцов музыки второй половины ХХ века, кажется, ни у кого сомнений не вызывает. Ни в России, ни в мире. Но Георгий Свиридов был и выдающимся мыслителем патриотического направления. И в это качестве он нам сегодня, почти 20 лет спустя со дня смерти, крайне важен!

Пушкин, Маяковский, Есенин…

Свиридов говорил о себе: ««Меня спрашивают: какой я? Я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь». Он родился недалеко от Курска, заниматься музыкой начал самоучкой — пел в церковном хоре, сам научился играть на балалайке. На вступительных экзаменах в музыкальную школу сыграл марш собственного сочинения. Потом были напряжённые годы учебы, и прежде всего у великого Дмитрия Шостаковича.

Потом — долгий путь в музыке и жизни (Свиридов прожил 83 года). С самого начала его музыка была связана с поэзией — всемирной (Шекспир, Беранже, Бёрнс и другие), но прежде всего русской. Причем самой разной — от Лермонтова, Некрасова и Тютчева до Маяковского и даже Хлебникова, и дальше, к современным поэтам (в этом списке и Есенин, Блок, Пастернак, Сологуб, и Твардовский, Кайсын Кулиев и многие другие). Через авторскую поэзию и воспоминания детства Свиридов «вышел на связь» с многовековым фольклорным пластом.

Кредо Свиридова, высказанное им самим, звучало так: «Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам поэта. Здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой. В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня»

Созданный им цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы, Дмитрий Шостакович охарактеризовал так (вполне это относится и к творчеству его ученика в целом): «У Свиридова мало нот, но много музыки».

А Свиридов вспоминал о свое детстве в Курских краях: «Россия была богата песней, Курские краяособенно. Они хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколениедивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радостьслушать их. Один из музыкальных ладов, на котором построена моя кантата «Курские песни», говорит о глубокой древности своего происхождения. Этому ладу, я думаю, сотни лет».

И конечноПушкин. Помимо гениальных, иначе не скажешь, «Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»» (1973) были написаны хоры на его стихотворения. Я специально переслушал некоторые из них, готовя этот материал — сильнейшее впечатление!

Особенно вот это — «Зорю бьют»:

Зорю бьют… из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих –
Дух далече улетает...

Особенно меня трогает исполнение Александра Ведерникова. Очень советую послушать!

«Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человекавот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине»,говорил Свиридов. Да, в его музыке это ощущается очень отчетливо.

Бог как внутренне пережитая идея

В 2002 году вышла посмертная книга Георгия Свиридова — собрание его дневников и заметок «Музыка как судьба». Она вызвала большой резонанс. Конечно, о музыке в ней говорилось много, но еще больше — о нелегкой судьбе России и угрозах для русской культуры.

Валентин Распутин так отозвался о книге: «Свиридов как мыслитель, наблюдатель, человек огромной культуры, не только русской, но и мировой, “расшифровал” для нас так много в искусстве, жизни, в известных личностях, событиях прошедших и текущих, даже в Родине нашей, которую, оказалось, мы знаем мало; так точно сказал он о красоте и таланте, о чистом и святом в художнике и вокруг него и так решительно отделил талант от соблазна, чистый порыв от модного искушения, что великой этой книге великого автора полагалось бы сделаться настольной для всякого, кто ещё не предался окончательно чужим богам в понимании прекрасного в искусстве». Всё так.

Читателям открылся глубоко православный человек, мыслитель, думающий о путях России. Как остро он реагировал на происходящее в эпоху перестройки! «Мы переживаем эпоху третьей мировой войны, которая уже почти заканчивается и прошла на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части… Остатки бывшей России будут управляться со стороны — людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестает существовать как целое, как нация…». К счастью, до этого все-таки не дошло. В том числе и потому, что свиридовскую тревогу понимали и разделяли многие.

А вот несколько мыслей и высказываний Георгия Свиридова разных лет:

«Ложь вошла в сознание людей как правда. Вот в чём ужас!»

«Понятие Родины — очень объемно, оно — всеобъемлюще, грандиозно. Оно включает не только всё, чем ты живёшь, но и самый воздух, которым человек дышит, его прошлое, нынешнее и грядущее, где суждено жить и нам (как и людям прошедших поколений) своими потомками, своими делами, хорошими и дурными».

«Русская культура всечеловечна, обращена ко всем людям земли, выполняя самую насущную свою задачу — питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного».

Да, не зря на памятнике Свиридову, установленном в Курске, высечены слова композитора: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

«Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным», — сказал однажды Георгий Свиридов. Его искусство было именно таким.

Михаил Гундарин

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

16 декабря 2025

ТЭГИ

Культурный обозреватель

ПОДЕЛИТЬСЯ