«Русская литература населила мировое подсознательное»: умер «самый известный драматург современности» Том Стоппард

Стоппарду было 88 лет, он действительно  носил неофициальный титул, вынесенный в заголовок... Очень любили его в России, он был здесь частым гостем. Как Том Стоппард заработал свою славу? Чем он приглянулся нашим режиссёрам и публике?

Из Томаша в Тома

Тут надо заметить, что при рождении в 1937 году будущего драматурга и сценариста звали совсем иначе: Томаш Штраусслер. Родился он в культурной и небогатой еврейской семье в Чехии. После прихода фашистов жизнь заставила маленького Тома совершить путешествие через Индию и Сингапур в Великобританию, где он получил отчима, его фамилию и добропорядочное британское образование. Начал как театральный и кинообозреватель (коллега, так сказать). Первая же его пьеса — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — принесла ему шумный успех. В общем, она и сейчас, 60 лет со дня написания, выглядит как вполне современная. Более того, она открыла путь, по которому до сих пор идет большинство драматургов и сценаристов всех стран: обыгрывания, переосмысления классической литературы. Заглавные персонажи пьесы — второстепенные герои «Гамлета». Само сочинение — интерпретация шекспировской гениальной драмы с точки зрения этих героев. Не так ли и мы чувствуем себя персонажами, и отнюдь не главными, в давно написанном произведении — судьбе?  Постмодернизм, к которому относят Стоппарда, ведь появился тогда, когда возникло соответствующее общественное настроение. Как раз в конце 60-х, и драматург с блеском выразил умонастроения целой эпохи (которая не спешит, между прочим, завершаться).

Что ещё в его активе? Например, пьеса и сценарий «Влюблённый Шекспир». Множество других громких работ — тут и прекрасная «Империя Солнца» (фильм, очень критичный по отношении к американским порядкам, снят Стивеном Спилбергом). И даже спилберговский «Индиана Джонс и последний крестовый поход»! Много, много всего! Добавлю, что называется, для справки — он ещё сам поставил фильм, написал роман, получил великое множество наград и премий.

На берегу русской утопии

Что касается России, то начнём хотя бы с того, что «Розенкранца и Гильденстерна» перевёл на русский Иосиф Бродский (что, вообще, для Нобелевского лауреата было крайней редкостью — уж так сильно ему понравился текст). «Я почувствовал себя невероятно польщённым и страшно смутился», — такова была реакция Стоппарда. Однако, главное не это. Как восточноевропеец и британец одновременно Стоппард особой любви к России питать просто не мог. Но! При этом, как и очень многие на Западе, оказался просто покорён русской литературой. И то, и другое чувство отражено в таком его неоднозначном высказывании в одном из интервью: «Что было известно миру о России до появления русской литературы? Что это огромная, неприспособленная для жизни страна. Русская литература разрушила это представление до основания. Она как бы проникла в мировое подсознательное и населила его своими персонажами и идеями».

С осведомлённостью мира о нашей стране и до сих пор всё плохо. Важно то, что Стоппард в меру своих сил старался рассказать о страницах русской истории не очень-то востребованных и нами самими. И тут уже россиянам пришёлся по душе не столько пресловутый постмодернизм Стоппарда, сколько его тяга к истории, причём в крупных, прямо-таки романных формах.

«Берег утопии» — так называлась его огромная пьеса, по сути роман (причём толстый). Действующими лицами были Герцен, Бакунин, Белинский и много ещё кто из числа русских социалистов, о которых и у нас мало помнят. Для Запада это было вообще открытием.

Ещё о России и сэре Томасе: Стоппард написал сценарий «Анны Карениной» (помните фильм с Кирой Найтли?) и шпионского триллера перестроечных времен «Русский дом» (отличный фильм с Шоном Коннери, Мишель Пфайффер, Клаусом-Марией Брандауэром и другими звёздами). Ну и конечно сценарий фильма «Отчаяние» (другое название — «Путешествие в свет») Райнера Вернера Фассбиндера по роману Набокова! Какой фильм! Один из моих любимых (а то, что от Набокова там мало что осталось, не беда).

Неоконченный портрет

Долгая творческая дружба связывала его с Алексеем Бородиным, который поставил в РАМТЕ и «Берег утопии» (спектакль шел 10 часов!), и другие его вещи. Бородин (практически ровесник Стоппарда) говорит о нём: «Том Стоппард — великий драматург, потрясающая личность, человек колоссальной ясности ума и силы духа, эталон душевной честности. За время нашего знакомства — а мы в РАМТе сделали четыре его пьесы — Том стал всем нам по-настоящему близким другом, близким по мировоззрению. Знаю, что и он относился к РАМТу очень трепетно, говорил: «Это мой театр в России», всегда стремился приехать к нам»

И вообще, его пьесы ставились и ставятся в нашей стране постоянно. В репертуаре московских театров как минимум четыре из них есть и сегодня (может быть, и больше, специально не подсчитывал).

Я был в нынешнем марте на премьере его пьесы 1970-х «Аркадия» в Мастерской Фоменко (постановка Евгения Каменьковича). История о термодинамике и научной текстологии (да!) стала в пьесе гимном любви на все времена. Удивить меня, поверьте, сложно — но тут я был поражён, как ловко, умно, талантливо повернул историю Стоппард (ну и Каменькович оказался молодцом). Собираюсь сходить ещё раз. И вам советую.

«Все портреты должны быть не окончены. Иначе смотришь на них как на остановившиеся часы», — сказал один из стоппардовских героев. Пока мы смотрим его пьесы и фильмы, не окончен и портрет этого искусника, а в лучших своих вещах так прямо волшебника.  

Михаил Гундарин

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

01 декабря 2025

ТЭГИ

Культурный обозреватель

ПОДЕЛИТЬСЯ