Семнадцать продюсеров на одну Алису

Новая российская «Алиса в Стране чудес» способна удивить сочетанием привлекательной «картинки» (она ловко скроена по модным фасонам, с использованием современных визуальных ходов и приёмов) и крайне невнятного содержания.  В результате высидеть почти двухчасовой фильм оказывается крайне непросто даже подросткам. Что уж говорить про маленьких детей (а маркировка тут 6+), которые просто не выдерживают непонятной истории.

А история такая: героиня (в исполнении Анны Пересильд, дочери, понятно, Юлии Пересильд и режиссера Алексея Учителя; стала популярной в роли Айгуль из «Слова пацана») проваливает ОГЭ. Сердясь на весь этот мир, она чудесным образом (а именно, скатившись с горки на детской площадке в парке) перемещается в мир параллельный. Параллели тут во всём: Милош Бикович это и её отец, и Шляпник. Ирина Горбачева – и мать, и  Червонная Королева.  И так далее.  (Персонажей, кажется иногда,  помещено в ленту с большим запасом, причем им одновременно и тесно, и нечего делать…) Теперь Алисе надо пройти своего рода квест, чтобы вернуться обратно, повзрослев и примирившись с реальностью. Испытания путаные. Логика прослеживается с трудом. Но снято да, эффектно. Картинка «вылизана».

В общем, поучительная история, но немного не в том роде, как хотелось создателям – мораль тут не для школьников, а для дядь и теть из кино. Она тут такова: когда сказать нечего, или хочется сказать слишком много сразу, ничего толком не получается. Дело в том, что «Алиса» это даже  не прямая экранизация Кэрролла, а «двоюродная копия» великого текста. Мы видим своеобразную попытку создать видеоверсию  аудиомюзикла 1970-х с песнями Владимира Высоцкого. В те годы эта пластинка пользовалась бешеной популярностью – и неудивительно: ее создатели наполнили  универсальный волшебный мир  отсылками  на вполне современные обстоятельства, разнообразными   «подмигиваниями» и намеками. Вспомним,  как это было модно тогда  – весь сказочный цикл Марка Захарова  построен на тех же принципах. Плюс, конечно, Высоцкий…

Нынче мода другая. Тоже, если угодно, сказочная. Со скоростью ковра-самолёта в прокат  вылетают отечественные сказки. За последние годы –  больше дюжины. Например, одновременно с «Алисой» зрителей должен завлекать в кинотеатры «Горыныч». А что будет после Нового Года и подумать страшно. Навскидку больше десятка фильмов-сказок появится на экране! И все тоже с намеками и отсылками. В случае с «Алисой» эта «двойная мода» сыграла с создателями дурную шутку. Многочисленные, как говорят сейчас, «пасхалки» отсылают все больше к современным мемам, компьютерным играм и тому подобному. Представьте, что получается, когда это накладывается на «третьи смыслы» песен Высоцкого! Впрочем, особо и не накладывается, так, бредёт неведомо куда параллельным курсом.

И вот что характерно: в числе создателей указан режиссер Юрий Хмельницкий, отметившийся до этого только маловыразительным фильмом «Лёд-3», и целых 17 (!) продюсеров. Очевидно, что  перед  нами продукт анализа и  расчёта. Тут возьмем Тима Бёртона. Тут компьютерно обработаем. Тут спецэффектик  запилим улётный… В результате, повторю, пустота.

К концу сеанса думаешь, собственно, только об одном: какой  неприятный контраст и с  полностью  авторской «Алисой» из 70-х, и с безумием бёртоновской «Алисы», да и с самим первоисточником! Вот бы вся команда создателей, вслед за своей героиней, оказалась в параллельном мире, да там бы и затерялась навсегда!

Да нет, таких чудес на свете не бывает.

Михаил Гундарин

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

29 октября 2025

ТЭГИ

Культурный обозреватель

ПОДЕЛИТЬСЯ