2 декабря 2025
Почему «Осенний марафон» называли «самым честным фильмом о предательстве»

«Осенний марафон» - пронзительный советский фильм о человеке, разрывающемся между двумя женщинами. Кинокартина стала своеобразной исповедью его создателей – сюжет перекликался с жизненной ситуацией автора сценария Александра Володина и режиссёра Георгия Данелии. Фильм получил всенародную любовь и не теряет своей популярности даже спустя почти 50 лет.
«Осенний марафон» - известный советский фильм 1979 года режиссера Георгия Данелии. Он был снят по сценарию, написанному Александром Володиным на основе своей пьесы «Горестная жизнь плута». Это грустная философская комедия о человеке, пытающемся вести двойную жизнь и тем самым загоняющем себя в угол. Выйдя на экраны в январе 1980 года, кинокартина стала популярной у советского зрителя.
«Осенний марафон» получил награды в Венеции, Берлине и Сан-Себастьяне. В 1981 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Кинокартина была готова побороться даже за «Оскара». Но после ввода войск СССР в Афганистан это стало невозможно.
Часто цитируются яркие и меткие фразы из фильма. Например, такие, как «Тостующий пьет до дна» и «Алле! Ну что вы там молчите и дышите? Хоть бы мяукнули». Но самой популярной, конечно, стала фраза «Хорошо сидим».
История названия фильма
Изначально Александр Володин, автор сценария киноленты, дал своей работе название «Горестная жизнь плута». Однако данное наименование не отражало глубину фильма, представляя Бузыкина исключительно в негативном свете, тогда как его персонаж намного многограннее.
Впоследствии создатели картины предложили иное заглавие, более сдержанное и точно передающее суть произведения – «Осенний марафон». Определение «осенний» указывает на то, что главный герой уже давно не юн, а слово «марафон» символизирует постоянное движение, бег, отсутствие возможности остановиться и посмотреть вокруг.
Фильм как исповедь создателей
Как говорил Данелия, Володин создал историю, основываясь на личном опыте, – он столкнулся с теми же трудностями, что и персонаж его произведения. Володин разрывался между двумя женщинами.
По стечению обстоятельств, эти переживания перекликались и с тем, что происходило в жизни самого Данелии.
«Так что в некотором смысле Бузыкин – это я», – говорил откровенно режиссёр.
Во время работы над фильмом Данелия находился в сложной ситуации, разрываясь между своей супругой, знаменитой актрисой Любовью Соколовой, и писательницей Викторией Токаревой. Их роман, начавшийся незадолго до съёмок «Джентльменов удачи» и продлившийся целых пятнадцать лет, был широко известен в Москве. Несмотря на сильное влечение, Данелия не мог решиться на развод и уход из семьи.
Однако Данелия, почитав сценарий, сначала колебался, не желая браться за экранизацию. Он считал такой материал чуждым в кино. Однако Володин убедил друга взяться за проект. Сценарий претерпел некоторые изменения, и выяснилось, что актёр, которого Володин изначально видел в главной роли, вероятно, Александр Калягин, больше не соответствовал образу. Пришлось искать нового актера.
Новый герой на роль Бузыкина
На главную роль пробовались Леонид Куравлёв, Николай Губенко, Станислав Любшин и целый ряд других артистов.
Ассистентка по подбору актёров Елена Судакова утверждала, что эта роль будто специально создана для Басилашвили. Однако Данелия не сразу принял ее уверения. Ранее он видел актёра лишь в картине «Служебный роман» и полагал, что тот слишком ухожен и уверен в себе для образа тихого и слабовольного Бузыкина. Тем не менее, Судакова, на собственный страх и риск, пригласила Басилашвили на кинопробы.
«Данелия действительно не видел меня в роли Бузыкина, – рассказывал однажды сам Олег Басилашвили. – А вот его ассистент Елена Судакова взяла и вызвала меня на пробы. Я вошёл к нему в кабинет и говорю: «Я пришёл на кинопробы». А он меня не вызывал, но поскольку он человек мягкий и добрый, несмотря на внешнюю суровость, он согласился меня посмотреть. Принесли какую-то камеру и в его же кабинете меня и сняли».
После этих кинопроб, как утверждает Басилашвили, его утвердили на роль. Данелия же вспоминал, что решающим моментом стало то, как он увидел Басилашвили со спины, пересекающего улицу – сгорбленного, одинокого и немного смешного. В этот момент он осознал, что более подходящего кандидата на роль Бузыкина сложно найти.
Другие роли в кинокартине
На роль секретарши Аллочки в фильме «Осенний марафон» Георгий Данелия изначально видел только Марину Неёлову. Впервые он заметил её, наблюдая за дипломной работой одного из своих подопечных, Алексея Васильева, который, как оказалось, был её супругом. С тех пор Данелия лелеял мечту снять Неёлову в своей картине, однако возможность никак не представлялась.
Несмотря на это, взаимопонимание между ними на съёмках сразу не установилось. По словам Георгия Данелия, в период работы над «Осенним марафоном» в жизни Марины происходили события, схожие с теми, что переживала Алла на экране. Поэтому актриса стремилась с первой же сцены показать всю тяжесть судьбы своей героини, что, по мнению Данелии, лишило бы её роли дальнейшего развития.
В этот период личная жизнь Неёловой действительно была непростой: её восьмилетний брак с Алексеем Васильевым подошёл к концу. Причины разрыва ни один из них никогда не комментировал. Какое-то время режиссёр общался с актрисой только через сценариста Александра Володина, но со временем им удалось найти общий язык и наладить дружеские отношения.
Галину Волчек на роль Варвары утвердили без предварительных проб. Режиссёр был знаком с ней с юных лет, поскольку их родители были коллегами. Именно в студенческой работе Данелии Волчек дебютировала в кино. Их связывали тёплые отношения, что позволило режиссёру без колебаний отдать ей роль.
После премьеры «Осеннего марафона» Волчек всерьёз задумалась об уходе из кинематографа. Увидев себя на экране, актриса, и без того сыгравшая, по её словам, множество непривлекательных персонажей, была потрясена. Во время озвучивания фильма она не могла произнести ни слова из-за рыданий. Волчек немедленно обратилась в косметологический институт, где удалила родинку на носу, которая казалась ей ужасной. На премьеру фильма она не пришла, чтобы избежать позора.
Евгений Леонов был для Данелии своеобразным талисманом, появляясь во всех его фильмах, и «Осенний марафон» не стал исключением. Изначально Данелия видел его в роли дяди Коли, соседа Аллочки, но в итоге эту роль исполнил Николай Крючков, а Леонов сыграл соседа Бузыкина.
Корреспондент журнала «Штерн» Норберт Кухинке, друг второго режиссёра Юрия Кушнерова, исполнил роль датского профессора Хансена. Получение разрешения на съёмки иностранного журналиста оказалось сложной задачей, потребовавшей обращений в Госкино, Министерство иностранных дел и КГБ. Никто не хотел брать на себя ответственность, поэтому просители очень долго ходили по кругу – от одного чиновника к другому.
В итоге было решено снимать иностранного журналиста на свой страх и риск. Никто из киноначальства даже слова по этому поводу не сказал, решив, что разрешение было получено из соседней инстанции.
Бег по замкнутому кругу
Руководство «Мосфильма» осталось категорически недовольно финалом фильма, снятого режиссёром. Им не понравилось, что персонаж убегает в никуда, не испытывая каких-либо угрызений совести. Они настаивали на том, чтобы герой понес какое-то наказание.
«Я, конечно же, вспылил: какое ещё нужно наказание герою, когда он и так наказан – продолжает бег по замкнутому кругу, не развязав эту невыносимую для него ситуацию?» – вспоминал Данелия.
Несмотря на давление сверху, он категорически отказался что-либо менять. Единственной уступкой стало согласие увеличить крупный план, где Бузыкин сидит в одиночестве в своей квартире перед финалом. Как выяснилось позже, подходящего материала обнаружено не было. Тем не менее, руководство студии это не заметило.
Правда, кассового успеха в кинотеатрах картина не снискала.
Сам Георгий Данелия объяснял это возрастом главных героев. Возможно, зрителям, а это в основном молодые люди, было трудно представить метания главного героя, которому по сюжету 45 лет.
Настоящая популярность к «Осеннему марафону» пришла после показа по телевидению. С тех пор зрители с интересом пересматривали кинокартину, пытаясь понять, кого же на самом деле любит главный герой. Вероятно, эта ситуация оказалась близка многим зрителям, обеспечив фильму всенародную любовь на долгие годы.



