16 октября 2025
Как менялись спецэффекты в советском кино. Комбинированные съёмки

Мировой кинематограф 1920-1930-х гг. — материя живая и подвижная, эти десятилетия пришлись на смелые технические эксперименты и творческие поиски.
И советская индустрия не стала исключением: постановочные задачи становились сложнее, сценарии — запутаннее, а зрители — придирчивее. Поэтому отечественный кинематограф вскоре обратился к методу комбинированных съёмок.
Одним из настоящих прорывов в рамках советского кино стал метод перспективного совмещения, позволивший снять такие знаменитые картины, как «Золотой ключик» (1938) и «Руслан и Людмила» (1939). Без преувеличения они стали одним из главных рубежей в истории сказочных съёмок.
До использования метода комбинированных съёмок за все кинотрюки был ответствен оператор. На него ложились тяготы кадрирования, создания многократной экспозиции, ускорения и замедления (протяжка плёнки с определенной скоростью) и многое другое.
С появлением визуальных эффектов киногруппа получила возможность решать ряд, казалось бы, неразрешимых задач. Произошло это благодаря пионеру фантастических фильмов, опытному циркачу и режиссёру Мари-Жоржу-Жану Мельесу. Трюковые кейсы пополнились эффектом наложения, рапид-съёмкой, двойной экспозицией, блуждающей маской и другими хитростями. Несомненным плюсом стало то, что новшество существенно снизило стоимость производства кинолент. В настоящее время компьютерные технологии уже вытеснили комбинированные съёмки, но они навсегда останутся в памяти зрителей как неотъемлемые моменты советских фильмов.
В СССР практика внедрять в кадр элементы, снятые в разное время в нескольких местах, прижилась очень быстро. Благодаря созданию Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) в 1929 году индустрия стала развиваться в быстром темпе. Многие научно-технические отчеты затрагивали тему комбинированных съёмок, в частности, разрабатывались новые способы обогатить цветные кинофильмы, поднимались вопросы дорисовки кадров, рир-проекций, макетных снимков. На повестку дня выносились проектирование и применение оборудования для этих целей: кадрового проектора, аппарата КС-21 и др.
Первая Всесоюзная научно-техническая конференция по комбинированным съёмкам проводилась в НИКФИ 1–7 декабря 1939 г. Она же и стала единственной: увы, началась советско-финская война (1939–1940).
Президиум конференции составили: директор НИКФИ В.И. Гольдштейн, его заместитель П.В. Козлов, заведующий лабораторией съемочной техники института М.А. Бельмасов, режиссер А.Л. Птушко, сотрудник ГУП художественных фильмов Бронштейн, оператор П.В. Хренников, представляющий Ленфильм, С.Г. Файман — от Мосфильма, представитель технического отдела Комитета по делам кинематографии Толмачев. От Киевской киностудии прислали А.А. Панкратьева.
По итогам конференции комбинированные съёмки прочно вошли в рабочую рутину киностудий, образовались производственные базы. Обновилось оборудование, в работу ввели ПСК-1, новую советскую камеру. Мостехфильм и Лентехфильм бросились догонять старших собратьев. Учебный план Всесоюзного государственного института кинематографии изменился, теперь он включал соответствующий курс.
В 1938–1939 гг. комбинированные кадры (например, дорисовка) появились в фильмах:
- «Волга-Волга»;
- «Степан Разин»;
- «Пугачев»;
- «Минин и Пожарский»;
- «Петр Первый».
Вклад Птушко
Отцом-основателем комбинированных и трюковых съёмок считается Александр Лукич Птушко, мэтр сказочного жанра.
Он не только снял первый озвученный мультфильм («Властелин быта», 1932), первый в мире кукольный полнометраж («Новый Гулливер», 1935) и премьерную отечественную широкоэкранку со стереозвуком «Илья Муромец» (1956), но и выступил автором множества теоретических трудов по мультипликации и кинопроизводству.
Птушко подвергал обоснованной критике режиссёров, отказывающихся от внедрения новых методов. При этом он высказывался о сложнейших процессах как о чем-то привычном, обыденном:
«Еще один метод, который все причисляют к методу комбинированных съемок, я не считаю его методом комбинированных съемок, я считаю это перспективным совмещением. В силу того, что перспективное совмещение дает на экране очень эффектный результат, многие мастера комбинированных съемок считают этот метод методом комбинированных съемок. Я считаю этот метод трюковым методом. <…>В своей работе я даже вычёркиваю это из раздела комбинированных съемок. Просто пишу: перспективное совмещение… Итак, перспективное совмещение. За последнее время в силу ряда обстоятельств я применяю двойное перспективное совмещение, когда совмещаю макет с макетом и с декорацией. Это двуконусное совмещение дало новые богатейшие возможности при очень большом экономическом выигрыше».
В 1940 году по инициативе Птушко был снят ознакомительный фильм «Перспективное совмещение». Его до сих пор можно найти на канале Государственного центрального музея кино.
Какие преимущества оптического совмещения можно выделить:
Одноэкспозиционная съёмка, готовый кадр оператор увидит сразу, при наблюдении в лупу.
Аппаратура может быть любой. Повышенные требования вроде стабилизации штатива и поиска определенного транспортного механизма уходят на второй план.
Приемлем любой негатив, качество которого устраивает оператора, специальная плёнка не нужна. При комбинированной съёмке сохраняется единый стиль фильма.
У режиссёра появляется возможность грамотного построения мизансцены, с глубинными переходами, если это потребуется.
Новаторство Клушанцева
Павел Владимирович Клушанцев, талантливый кинорежиссёр и прозорливый оператор, оказал колоссальное влияние на развитие научно-фантастического направления. С 1932 года он пробовал внедрять комбинированные съёмки — на тот момент мэтр работал в Белгоскино.
Специалист использовал дорисовки и зеркала, а через год изобрел так называемую призму Клушанцева, полупрозрачную конструкцию, позволяющую добавлять в кадр объект или, наоборот, закрывать ненужное изображение. Подобное приспособление существовало и в Америке, но Железный занавес не позволял киноделам сопоставить два новшества. Так было и с технологическими записками, до которых параллельно додумался Арнольд Гиллеспи.
В 1937 году Павел Владимирович разработал отечественный аналог рир-проекции. Он понял, что обычные съёмки его больше не привлекают, и стал руководить отделом комбинированных — уже на Техфильме.
Идея снимать макеты летательных аппаратов, подвесив их за хвосты перед лежащей камерой, также принадлежит Клушанцеву. Ради подводных фильмов он разработал крепление камеры для водолазного костюма, но так как погружаться Павлу Владимировичу было запрещено врачом, изобретение кануло в лету.
Послевоенные годы Клушанцев посвятил Леннаучфильму. Легендарные кинокартины о космосе и стихии впечатляют даже современных зрителей. К слову, в «Дороге к звёздам» и «Планете бурь» динамические объекты перемещаются настолько органично, что повторить подобное на Западе удалось разве что Стэнли Кубрику, и то гораздо позднее, в 1968 году.