16 октября 2025
Семь дней и вся жизнь: фильм-прощание Тиграна Кеосаяна
В интернет-кинотеатрах появился последний фильм Тиграна Кеосаяна «Семь дней Петра Семёныча». Фильм имеет высокие рейтинги – зрителям он явно нравится. И не случайно: это зрелая, очень органичная работа, абсолютно понятное массовому зрителю художественное высказывание.
По жанру это трагикомедия – я бы сказал, с «балканским» уклоном (во многих прежних фильмах Кеосаяна, как и в этом, для режиссера был важен опыт Кустурицы). То есть, нам положено и смеяться, и грустить. Грусти всё же немного больше (и, конечно, играет роль то, что фильм вышел к широкой публике после смерти автора). Маргарита Симоньян, соавтор сценария и жена Кеосаяна, очень точно сказала: «Это фильм о человеке, о нас, о взрослом возрасте, о старом Адлере»… Чего уж веселиться. Хотя отзывы зрителей очень разнообразны – от «комка в горле», до «давно я так не смеялся». И это хорошо!
Действие происходит в одном из поселков Большого Сочи – несмотря на запредельные цены на недвижимость и элитных отдыхающих, жизнь здесь во многом носит характер патриархальный. Точнее, остаются те, кто за эту патриархальность, за упомянутый «старый Адлер» пытается уцепиться. Таков главный герой – 70-летний Пётр Семёнович (одна из лучших ролей в карьере Федора Добронравова). Такой типаж старого ворчуна, недовольного всем, что в настоящем, но и не очень-то гордящийся собственным прошлым… Но оно не отпускает его. Повод вспомнить свою жизнь более чем весом – страшный диагноз (саркома легкого), который должен то ли подтвердиться, то ли опровергнуться как раз в течение семи дней.
Вместе с героем мы сталкиваемся с пёстрыми персонажами нынешнего времени, от бандитов опереточного вида и настоящих опереточных артистов до полицейских и миллиардеров (небольшая, но яркая роль Владимира Ильина). И, конечно, с персонажами особой местной субкультуры, в которой смешались различные племена, стили, личные истории… Тут надо упомянуть колоритную героиню Олеси Железняк – и торговку, и гадалку, и просто типаж южной женщины. Уморительна, но и грустна история опереточной труппы, буквально потерявшейся в прибрежной суматохе (у них ещё и документы отобрали…). Эта труппа отвечает за обязательную балканскую составляющую – зажигательную, порой пародийную музыку, которой в фильме немало (например, улетная «кавер-версия» легендарного «сочинского» хита «А впереди ещё три дня и три ночи»).
А что до истории самого Петра Семёновича, то мы узнаем, что он и в тюрьме при советской власти успел посидеть, по экономической статье. (Интересно, что в многочисленных флэшбеках героя Добронравова-старшего играет его сын Иван.) А так жизнь была очень советская, очень южная… очень отличающаяся от дня нынешнего, где всё за деньги, где просто так ни рыбы не половишь, ни погуляешь по знакомым с дества местам.
Герою предстоит хоть не в полной мере, но примириться – и с самим собой (есть у него и другие скелеты в шкафу – например, история со сбежавшей много лет назад дочерью). И с тем, что окружает его сегодня. Собственно, в этом состоит главный сюжет ленты. Подтвердился диагноз героя или нет – этой тайны я вам не раскрою. Парадоксальным образом, это ближе к финалу становится не так уж и важно. Ожидание решения своей участи тут только прием (в общем, достаточно известный, позволяющий драматизировать ситуацию).
Когда смотришь «Семь дней» вспоминаешь, может быть, лучший, и самый «балканский» фильм Кеосаяна «Заяц над бездной». И после него, и после «Семи дней» остается послевкусие такой светлой, не тяжелой печали. Хорошее, доброе чувство.
Михаил Гундарин